03.10.2016 09:21 Понедельник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Актуальные вопросы недропользования

   Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.

    Пользование недрами на территории Российской Федерации регламентируется Законом Российской Федерации «О недрах» от  21.02.1992 года №2395-1, а также региональными законами.

    Субъекты Российской Федерации могут распоряжаться участками недр местного значения. К таким участкам относятся:

   1)участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые;

   2)участки недр, используемые для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых;

  3)участки недр, содержащие подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки.

   Подготовка и утверждение перечней участков недр местного значения осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (уполномоченный орган) по согласованию с федеральными органами управления государственным фондом недр.

   Распоряжением Правительства Рязанской области от 31.01.2013 года №41-р создана межведомственная комиссия Рязанской области для рассмотрения вопросов, связанных с пользованием участками недр местного значения.

    На пользование участками недр местного значения министерством  природопользования и экологии Рязанской области выдается лицензия на пользование недрами. Лицензия выдается через открытый аукцион, или конкурс. Первооткрыватели месторождений имеют преимущественное право на получение лицензии.

   Правительство Рязанской области приняло постановление № 284 от 17.11.2015г. «О порядке предоставления участков  недр местного значения в пользование». В нём описан набор документов, которые необходимо представить в уполномоченный орган области и вся процедура  получения лицензии или отказа в её выдачи.

    Органы местного самоуправления вправе осуществлять регулирование отношений недропользования в пределах предоставленных им действующим законодательством полномочий.

     В частности, к полномочиям органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования относятся:

    1)предложения к заключению соглашения о социально-экономическом сотрудничестве, прописанным в условиях лицензии;

    2) предложения по включению в перечень тех или иных участков недр, поиск организаций, которые разведают участок и будут добывать общераспространенные полезные ископаемые;

    3) контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых – недопущение занятия смежных земельных участков, недопущения захламления территории  карьеров.

    Статьей 19 Закона РФ «О недрах» определено, что Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков имеют право осуществлять в границах данных земельных участков без применения взрывных работ использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе, подземных  вод, объем извлечения которых должен составлять не более 100 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения, а также строительство подземных сооружений на глубину до пяти метров в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

    Под использованием для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод понимается их использование собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных нужд, не связанных в осуществлением предпринимательской деятельности.

   Общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, имеющиеся в границах земельного участка и используемые собственниками  земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, не могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому.

   В соответствии со статьей 37 Закона РФ «О недрах» задачами государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений пользователями недр требований законодательства Российской Федерации о недрах.

    Государственный геологический надзор осуществляется уполномоченными  федеральными органами исполнительной власти (федеральный  государственный надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный надзор).

   Незаконная деятельность в сфере недропользования как правило выражается в :

   — самовольном пользовании недрами;

   — выборочной (внепроектной) отработке месторождений,  приводящей к необоснованным потерям запасов полезных ископаемых и других нарушениях рационального использования недр, приводящих к порче месторождения;

   — самовольной застройке площадей залегания полезных ископаемых и других нарушениях рационального использования недр, приводящих к порче месторождения;

   — самовольной застройке площадей залегания полезных ископаемых;

   — уничтожении или повреждении скважин, пройденных с целью наблюдения за режимом подземных вод, а также маркшейдерских и  геодезических знаков;

   — систематическом нарушении порядка внесения платы при пользовании недрами;

   — неприведении участков   земли и других  природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования.

     Лица, совершившие правонарушения в сфере недропользования, несут уголовную ответственность в соответствии с  законодательством Российской Федерации, а также административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Административная ответственность подразумевает наложение  штрафа от 5 000 до 800 000 рублей.

    Неравнодушным гражданам, которые пекутся о сохранении природы Рязанской области для будущих поколений, при выявлении нарушения в области  пользования недрами рекомендуется написать обращение о противозаконных действиях, или выявив таковые при непосредственном отсутствии, сообщить в письменном виде (максимально оперативно по факсу или электронной почте) о нарушении в Министерство природопользования и экологии Рязанской области.

     

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

36